(† ок. 337), свт. (пам. 30 авг., 2 июня, 31 или 28 авг.), архиеп. К-польский. Возглавлял кафедру г. Византия с 313 (или 325) г., когда имп. Константин I Великий избрал этот город на Босфоре местом строительства новой столицы Римской империи. Тогда же возникла и широко распространилась ересь Ария, одним из самых горячих противников к-рого стал А., по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия. Историк Созомен рассказывает о том, как имп. Константин назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии; А., хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору; когда все собрались и один из философов начал свою речь, А. именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог более вымолвить ни слова. Перед Всел. I Собором в Никее (325), в к-ром А., согласно Геласию и нек-рым греч. минологиям, принимал участие, он получил от Александра Александрийского большое послание с обличениями Ария (Феодорит. Церк. ист. I 3; более вероятно, что оно адресовано др. Александру, еп. Фессалоникийскому). После освящения новой столицы А. стал первым епископом К-поля (с 11 мая 330). Неск. лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомидийский поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан; не возражая, А. удалился в храм и провел там много ночей в молитве. В конце концов сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к Божественной литургии. А. стал молиться еще более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося. На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм. Скончался А., вероятно, вскоре после имп. Константина († 22 мая 337), оставив своим преемником Павла I.
А. изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках: в диаконнике ц. св. Софии в Охриде (Македония), 50-е гг. XI в.; на минейной иконе на август, нач. XVII в. (ЦАК МДА), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. (в рост). В 1892 г. в Москве была построена ц. во имя Александра, архиеп. К-польского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся до наст. времени (Бутырский вал, 26).